ПРИНЯТО
ШМО классных руководителей
МКОУ «Михайловская ООШ»
(протокол от 19.11.2025 № 2)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Михайловская ООШ»
Кябялева Л.Н.
приказ № 62 от 20.11.2025 года
Положение о классном руководстве
в МКОУ «Михайловская ООШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует работу
классного руководителя Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Михайловская основная общеобразовательная школа» (далее – Школа).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
• Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации
работы
педагогических
работников,
осуществляющих
классное
руководство
в
общеобразовательных организациях от 12.05.2020 № б/н;
• Уставом Школы.
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники Школы, которым
предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
1.4. Классное руководство распределяется администрацией Школы, закрепляется за работником с
его согласия, исходя из интересов Школы с учетом педагогического опыта, мастерства,
индивидуальных особенностей.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий,
выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической
деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях
дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.
1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не
входит в состав его должностных обязанностей.
1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:
•
•
•
•
Конституцией Российской Федерации;
Семейным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
•
•
•
•
•
•
•
•
Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373;
ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897;
приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима
рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность».
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией
Школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными
представителями), педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования, органами
профилактики.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми
целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными
в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе
Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжении Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
2.2. Цель работы классного руководителя - формирование и развитие личности в соответствии с
семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
•
•
•
•
•
•
•
•
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых
задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и
национально-культурные традиции;
организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания;
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства,
образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации
межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого
общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности,
коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли,
насилия, проявления жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на
принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической
готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным
явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к
кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ,
способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии,
обесцениванию жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою
страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов
Второй мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях
современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования
возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных
сообществ;
координация процесса по использованию функциональных возможностей ИКОП «Сферум» в
национальном мессенджере «MAX» для решения учебных и внеучебных задач в классе: в том
числе: создание чатов с обучающимися своего класса, создание чатов с родителями (законными
представителями) обучающихся, иные чаты для решения образовательных задач (при
необходимости); обеспечение поддержки и развития коммуникации в чатах с участниками
образовательных отношений, включая возможности организации и проведения мероприятий в
онлайн или гибридном формате через ИКОП «Сферум» в национальном мессенджере «MAX».
обеспечивает участие обучающихся в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников», и в
деятельности проекта «Орлята России» в соответствии с планом воспитательной работы Школы;
обеспечивает участие в школьных проектах и традиционных школьных мероприятиях в
соответствии с Программой воспитания Школы.
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
• получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников от родителей и
медработника;
• самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и
педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и
разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом
контекстных условий деятельности;
• вносить на рассмотрение администрации
Школы, педагогического совета, органов
государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования
образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся;
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов Школы в части организации
воспитательной деятельности в Школе и осуществления контроля ее качества и эффективности;
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных
мероприятиях;
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру Школы при проведении
мероприятий с классом;
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
руководства и органов государственно-общественного управления Школы для реализации задач
по классному руководству;
приглашать в Школу родителей (законных представителей) обучающихся для обсуждения
вопросов, связанных с осуществлением классного руководства;
давать обязательные распоряжения обучающимся и своего класса при подготовке и проведении
воспитательных мероприятий;
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с
целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом
обучающихся класса;
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с
оценками деятельности со стороны администрации Школы, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
вносить предложения о поощрении лучших обучающихся и взыскании на уровне школы.
4. Организация деятельности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий;
• организует и контролирует дежурство обучающихся в классе и школе;
• следит за внешним видом учащихся;
• организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае
возникновения девиации в их поведении.
•
•
•
•
•
•
•
•
4.2. Классный руководитель еженедельно:
проверяет ведение учащимися дневников, выставляет отметки за неделю;
проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков обучающимися занятий;
проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы и утвержденным
расписанием;
организует работу с родителями (законными представителями);
проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе;
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:
• посещает уроки в своем классе (согласно графику);
• получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
• организует работу классного актива;
•
•
•
•
•
•
•
•
посещает обучающихся, состоящих на различных видах учета, на дому с целью проведения
профилактической работы с семьей.
4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
оформляет и заполняет электронный журнал;
участвует в работе методического объединения классных руководителей;
проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и
уровня воспитанности обучающихся;
контролирует ведение портфолио ученика;
проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
проводит классное родительское собрание;
предоставляет заместителю директора информацию об успеваемости учащихся класса за четверть,
год.
4.5. Классный руководитель ежегодно:
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в
течение года;
• составляет план воспитательной работы в классе;
• собирает, анализирует и предоставляет информацию об обучающихся класса (успеваемость, отчет
о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве выпускников и пр.).
•
4.6. В целях обеспечения четкой организации деятельности Школы проведение досуговых
мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, праздников с приглашением родителей),
возможныпо согласованию с администрацией не позднее, чем за 7 дней до проведения.
4.7. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий,
отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие
классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
4.8. При проведении внеклассных мероприятий в Школе и внеклассный руководитель несет
ответственность за жизнь и здоровье детей.
4.9. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:
• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи,
совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
4.10. Классный руководитель должен принимать обязательное участие в работе методического
объединения классных руководителей.
5. Документация классного руководителя
•
•
Классный руководитель ведет следующую документацию:
анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы Школы).
характеристики на обучающихся (по запросу);