положение о проектной деятельности

Принято
Педагогическим
советом
Протокол № ___
от «__» _______ 2019 г.

Утверждено
Директором школы
Приказ от
«__» ________ 2019 г

ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной и учебно-исследовательской
деятельности обучающихся по ФГОС НОО и ООО
МКОУ «Михайловская ООШ»
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы
МКОУ «Михайловская ООШ» на основе ФГОС НОО и ООО.
1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью
учебного процесса.
1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системнодеятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго
поколения.
1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из
путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и
старшей школе.
1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют
все педагогические структуры школы.
1.6. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных
результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.7. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый
учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов
деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную,конструкторскую,социальную,художественно-творческую).
II. Понятия
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность
приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение
поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде
некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт
проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
III. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности
Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:
3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических
задач.
3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.
3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную
деятельность.
3.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.

IV. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности
4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин,
выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства,
природы, общества).
4.2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и
навыков проведения экспериментов.
4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике
обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада
о результатах научно-исследовательской работы.
4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
4.6. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.
4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы,
искусства.
V. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области
определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта,
имеющего значимость для других.
5.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми, референтными
группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной,
поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами
взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому,
приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы
практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному
виду деятельности.
VI. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности
6.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели
и задачи.
6.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие
компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач,
которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование,
определение последовательности и сроков работ; проведение проектных
работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или
целями исследования; представление результатов;
6.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся
компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности,
аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
VII. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская
деятельность
Проект направлен на получение конкретного
В ходе исследования организуется поиск в
запланированного результата – продукта,
какой-то
области,
формулируются
обладающего определенными свойствами и
отдельные характеристики итогов работ.
необходимого для конкретного использования
Отрицательный результат – тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет
Логика построения исследовательской
представление
о
будущем
проекте,
деятельности включает формулировку
планирование процесса создания продукта и
проблемы
исследования,
выдвижение
реализации этого плана.
гипотезы (для решения этой проблемы) и
Результат проекта должен быть точно соотнесен
последующую экспериментальную или
со
всеми
характеристиками,
модельную
проверку
выдвинутых
сформулированными в его замысле
предположений

VIII. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
8.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту,
способностям и возможностям учащихся.
8.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.
8.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом
науке.
8.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы,
мастерские, клубы, школьные научные общества.
8.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в
части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных
приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
8.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и
содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов
(методическое руководство).
8.7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы
самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время
собеседований с руководителями проекта.
8.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата
работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или
исследования) каждого участника.
8.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы,
получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в
очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
IX. Формы организации проектной деятельности
9.1. Виды проектов:
− информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении;
на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для
широкой аудитории;
− исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет
структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
− творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
− социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на решение проблемы той
или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе такого
противоречия лежит неудовлетворенность в актуальной ситуации социально приемлемых (с точки зрения
социальной группы или государственной идеологии) потребностей или столкновение интересов и
потребностей социальных групп;
− игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения
работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием
проекта;
− инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
− прикладной отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.
− технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих элементов инженерной
технологии разработки и внедрения технических устройств и систем.
− бизнес-план – целью создания бизнес-плана является получение учащимися опыта проектирования в
коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы деятельности, связанные с созданием и
продвижением нового продукта-товара или услуги.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о
проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты.

д) Мультимедийный продукт, Чертеж изделия, Модель изделия, Бизнес-план. Газета, видеофильм,
статья. Макет. Костюм. Изделие. Проведение мероприятия. Оформление зала. Электронное учебное
пособие. Выставка. Презентация (устная, компьютерная). Иной продукт, выполнение которого обосновано
учащимся.
9.2. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его
защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из
описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной
машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения
проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка
использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того,
включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание
эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе
выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности
(включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При
наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена
новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных
результатов.
9.3. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся к
области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
9.4. По количеству участников:
− индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении
длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся –
автор проекта –самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться
планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных
навыков, которым должен овладеть школьник;
− парный, малогрупповой (до 5 человек);
− групповой (до 15 человек);
− коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский,
международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).
9.5. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.
X. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
10.1. На урочных занятиях:
−
урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок
«Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –защита исследовательских проектов, урокэкспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
−
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ
его результатов;
−
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды,
причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
10.2. На внеурочных занятиях:
−
исследовательская практика учащихся;
−
образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
образовательные экспедиции предусматривают активную
образовательную деятельность
школьников, в том числе и исследовательского характера;
−
факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие
возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
−
научное общество учащихся– форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе
работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых
результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр,
публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования,
экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;

−
участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных,
предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных
исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
XI. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в
процессе работы над проектом
Учащиеся должны научиться:
11.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
11.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей
деятельности.
11.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.
11.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией
результатов работ.
11.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
11.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для
обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
11.7. Самооценивать ход и результат работы.
11.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для
достижения этих целей.
11.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
11.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
11.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
11.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений.
11.13. Адекватно реагировать на нужды других.
XII. Организация проектной и учебно-исследовательской работы
12.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го
по 9-й классы.
12.2. Для осуществления проектной и учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
определяется руководитель проекта по желанию обучающегося.
12.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся являются все
учителя школы.
12.4. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной и
учебно-исследовательской деятельности школы – заместителем директора.
Вид проектной деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При
выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные
интересы учащегося и педагога.
12.6. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся 8-9 -х классов производится в
начале учебного года (не позднее октября).
12.7. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими учащимися.
12.8. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования,
оформления и представления результатов исследования.
12.9. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные
презентации, приборы, макеты;
– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты,
компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.
XIII. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы.
13.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения и
отражать содержание проекта.
13.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть,
заключение, список литературы. Требования к оформлению титульного листа изложены в
приложении 1.
13.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже
известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На
этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На
основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;

- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над
проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
- далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая
значимость».
13.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило,
содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
13.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели,
решены ли задачи.
13.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 п.
с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое –
2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого
посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение)
начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
13.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен
превышать 15 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной
текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.
13.8. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в
алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование
издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор,
наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых
напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки
соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
13.9. Алгоритм разработки проекта.
1 этап. Поисковый.
1.1.Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта.
1.2. Освоение тезауруса проектной деятельности.
1.3. Формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта и предмета исследования, выдвигается
гипотеза проекта.
1.4. Определение цели проекта
2 этап. Аналитический.
2.1.Подбор информации, необходимой для реализации проекта
2.2.Анализ подобранной информации
2.3.Обоснование эффекта от реализации проекта (экономического, социального)
3 этап. Практический.
3.1.Определение рисков проекта.
3.2. Работа над проектом
4 этап. Презентационный.
4.1. Подготовка презентации
4.2. Защита (презентация проекта)
5 этап. Выполнение проекта.
6 этап. Контрольный.
6.1.Анализ результатов выполнения проекта.
6.2.Оценка качества выполнения проекта
XIV. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности
14.1. На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита
проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы.
14.2.Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ
создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного

образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели вузов, родители,
представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники.
14.3.Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности
конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.
14.4.Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями
школы.
Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит
научный руководитель проекта, который защищается.
14.5. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены
дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного, областного,
федерального, международного уровней.
14.6 Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается
специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.
14.7.Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в
качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы. Возможно лишь
использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.
14.8.Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат
образовательному учреждению.
14.9. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их
сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектноисследовательской деятельностью.
14.10.Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько
предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их
компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения
сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой
исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности
(неуспешности) исследовательской деятельности.
14.11. Контроль работы по проектам в общешкольном масштабе осуществляют заместитель
директора школы
XV. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
I этапе – изучение представленных работ членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии.
III этап – подведение итогов.
Регламент выступления участников – 6-8 минут, дискуссия – 5 минут.
В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.
Критерии оценки
1.
Актуальность темы.
− имеет большой практический и теоретический интерес
− носит вспомогательный характер
− степень актуальности определить сложно
− не актуальна
2.
Новизна решаемой проблемы.
− поставлена новая задача.
− решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
− задача имеет элементы новизны
− задача известна давно.
3.
Оригинальность методов решения задачи, исследования.
− решена новыми, оригинальными методами.
− имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.
− используются традиционные методы решения.
4.
Научное и практическое значение результатов работы.
− результаты заслуживают опубликования и практического использования
− можно использовать в научной работе школьников
− можно использовать в учебном процессе
− не заслуживает внимания.
5.
Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
− использование известных результатов и научных фактов в работе.

− знакомство с современным состоянием проблемы
− полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной
проблемой.
− ясное понимание цели работы.
− логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.
− общее впечатление
6.
Участие в дискуссии
− соответствие содержания вопросов теме исследования.
− четкость формулировки вопросов
− эрудиция оппонента
7.
Культура оформления работы
− соответствие стандартным требованиям
− качество приложений.
− наличие тезиса выступления.
− наличие рецензии на работу учащегося.
Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской деятельности могут
быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты.
Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям, и
суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект межпредметный.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и
критерии оценки защиты проекта.
Критерии оценки содержания проекта:
Критерий
Оценка (в баллах)
1 - реферативная работа,
Тип работы
2 - работа носит исследовательский характер
Использование научных 1 - используются широко известные научные данные,
фактов и данных
2 - используются уникальные научные данные
Использование знаний вне
школьной программы
Качество исследования
Структура
проекта:
введение, постановка
проблемы,
решение,
выводы
Оригинальность и новизна
темы
Владение автором терминологическим аппаратом
Качество оформления
работы

1 - использованы знания школьной программы,
2 - использованы знания за рамками школьной программы
1 - результаты могут быть доложены на школьной конференции,
2 - результаты могут быть доложены на районной конференции,
3 - результаты могут быть доложены на региональной конференции
0 - в работе плохо просматривается структура,
1 - в работе присутствует большинство структурных элементов,
2 - работа четко структурирована
1 - тема традиционна,
2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей
1 - автор владеет базовым аппаратом,
2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе
1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание
непонятно, есть ошибки,
2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно,
3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и
средства, повышающие презентабельность работы, описание четко,
понятно, грамотно

Критерии оценки защиты проекта:
Критерий
Качество
доклада

Оценка (в баллах)
1 - доклад зачитывает,
2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы,
3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена,
4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным материалом,
5 - доклад производит очень хорошее впечатление

1 - не может четко ответить на большинство вопросов,
2 - отвечает на большинство вопросов,
3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано
1 - представленный демонстрационный материал не используется в
Использование
докладе,
демон2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе,
страционного
3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе,
материала
информативен, автор свободно в нем ориентируется
Оформление
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
демонст2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные
рационного
претензии,
материала
3 - к демонстрационному материалу нет претензий
На каждый проект руководитель с учащимися оформляет визитную карточку и проектную папку.
Качество
ответов на
вопросы

XVI. Функциональные обязанности методиста по проектной деятельности
В составе научно-методической службы школы проектной деятельностью руководит заместитель
директора. На него в рамках проектной деятельности возлагаются следующие функциональные
обязанности:
16.1.Оказание методической и консультационной помощи педагогам школы, ведущим
факультативные занятия по проектной деятельности, ведение мониторинга качества обученности
учащихся).
16.2.Установка необходимого для ведения проектной деятельности программного обеспечения.
16.3.Формирование проектных групп на основе списков учащихся, являющимися исполнителями
проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей проектных групп.
XVII. Функциональные обязанности руководителя проектной группы
17.1. Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка
сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей программы,
электронного ресурса.
17.2. Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида продукта,
его назначения.
17.3. Детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, определение
примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта.
17.4. Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом
и сроками выполняемых работ.
17.5. Своевременное занесение в журнал проведенных консультационных часов.
17.6. Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков.
17.7. Несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части,
оказание помощи учащемуся в подготовке документации к защите проекта.
XVIII. Механизм стимулирования работы членов проектной бригады.
18.1. Обладатели лучших проектов могут направляться за счет средств школы и управления
образования и социального развития Олонецкого
национального муниципального района в
командировки для участия в научно-творческих конференциях и семинарах, на курсы повышения
квалификации и переподготовки педагогических кадров, номинироваться на получение
государственных наград, премий.
18.2. Документально подтвержденный результат (лауреат, призовые места) участия в конкурсах и
научных конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней
дает руководителю проекта право на вознаграждение из стимулирующего фонда оплаты труда в виде
выставления соответствующих баллов в листе оценки результативности профессиональной
деятельности по итогам полугодия или в виде разовой премии.
Положение действительно до внесения изменений.

Приложение 1
к Положению о проектной деятельности
Публичная защита проектной работы
– Публичная защита проекта проводится самим автором (если работа индивидуальная) или двумя
представителями творческой группы (как правило, один из них – за компьютером, другой –
представляет работу).
– Представление-защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией или фрагментов
проекта, или его короткой демоверсии.
– Время, предоставляемое для выступления, 3–10 минут (точное время устанавливается ежегодным
локальным документом, посвященным организации и проведению общешкольной конференцииконкурса, и зависит от количества работ, участвующих в конкурсе, и планируемой продолжительности
итогового этапа конференции).
– Содержание и композиция публичной защиты проекта – инициативное и творческое право его
авторов, однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие вопросы:
1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности;
2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых
положениях и выводах;
4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы,
научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);
5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных
проблем;
6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
После завершения своего выступления участники творческой проектной группы, представлявшие
работу, должны суметь ответить на вопросы жюри.
– В публичной защите проекта возможно использовать различного рода дополнительную печатную
рекламно-пояснительную продукцию (программа, аннотация, рекомендательные и пояснительные
записки и т.д.).
– К участию школьного проекта в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня оформляется
сопровождающая проектную работу документация, предусмотренная форматом именно этого
конкурса.
– Перед публичной защитой необходимо провести экспертное тестирование демонстрационной
техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет
использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.

Приложение 2
к Положению о проектной деятельности

Дневник учащегося, выполняющего проектную работу
1. ФИО учащегося, выполняющего проектную работу
2. Предварительная тема проекта
3. ФИО руководителей проекта по предварительной теме, должность
4. Утверждённая тема проекта
5. ФИО руководителей проекта в утверждённой редакции, должность
6. Рецензенты проектной работы
7. Оппоненты проектной работы (если есть)
8. План работы над проектом
9. Поэтапная работа над проектом
месяц

Содержание этапов
проектной деятельности

Замечания руководителя
проекта

10. Предполагаемая форма представления (презентации) проекта
11. Отметка о сдаче проекта и его презентации. Оценка жюри конкура проектов
12. Особые мнения членов специальной комиссии
13.Подписи руководителей проекта и членов специальной комиссии

Приложение 3
к Положению о проектной деятельности

Оценочный лист проекта: _______________________________________________________________________________
(название проекта)

Исполнитель: ___________________________________________, ученик (ученица) ______класса
(ФИО)

Руководитель проекта : _________________________________, _____________________________________
(ФИО)
Критерии
оценивания

1.Способность к
самостоятельному
приобретению
знаний и
решение проблем

(должность)

Ниже базового уровня
( отметка «1», «2»)

Базовый уровень
(отметка «3»)

Выше базового (отметка «4»,»5»)

руководитель
проекта

руководитель руководитель
проекта
проекта

руководитель
проекта

Работа в целом свидетельствует о
низкой способности
самостоятельно ставить проблему
и находить пути ее решения; не
продемонстрирована способность
приобретать новые знания и/или
осваивать новые способы
действий, достигать более
глубокого понимания изученного.
Неподготовленный к защите проект,
оценивается отметкой «1».

Работа в целом
свидетельствует
о способности самостоятельно
с опорой на помощь
руководителя
ставить проблему и находить
пути ее решения;
продемонстрирована
способность приобретать
новые знания и/или осваивать
новые способы действий,
достигать более глубокого
понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности
самостоятельно ставить проблему и находить пути ее
решения;
продемонстрировано
хорошее
владение
логическими операциями, навыками критического
мышления,
умение
самостоятельно
мыслить;
продемонстрирована способность на этой основе
приобретать новые знания и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого понимания
проблемы. Данный уровень оценивается
отметкой «4». Работа свидетельствует о способности
самостоятельно ставить проблему и находить пути ее
решения; продемонстрировано свободное владение
логическими операциями, навыками критического
мышления,
умение
самостоятельно
мыслить;
продемонстрирована повышенная способность на этой
основе приобретать новые знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более глубокого понимания
проблемы. Данный уровень оценивается отметкой «5»

Ученик плохо понимает
содержание выполненной работы. В
работе и в ответах на вопросы по
содержанию работы наблюдаются

Продемонстрировано
понимание содержания
выполненной работы. В
работе и в ответах на

Продемонстрировано хорошее владение предметом
проектной деятельности. Присутствуют незначительные
ошибки. Данный уровень оценивается отметкой «4»
Продемонстрировано свободное владение предметом

экспертная
комиссия

экспертная
комиссия

Отметка:
2.Сформированность
предметных знаний и
способов действий

Итоговая
отметка

Отметка:
3.Сформированность
регулятивных
действий

грубые ошибки.
Неподготовленный к защите
проект, оценивается отметкой «1».

вопросы по содержанию
работы отсутствуют грубые
ошибки

проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Данный
уровень оценивается отметкой «5».

На низком уровне
продемонстрированы навыки
определения темы и планирования
работы. Работа не доведена до
конца и представлена комиссии в
незавершенном виде; большинство
этапов выполнялись под контролем
и при поддержке руководителя.
Элементы самооценки и
самоконтроля учащегося
отсутствуют. Неподготовленный к
защите проект, оценивается
отметкой «1».

Продемонстрированы навыки
определения темы и
планирования работы.
Работа доведена до конца и
представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись
под
контролем
и
при
поддержке
руководителя. При этом
проявляются отдельные
элементы самооценки и
самоконтроля учащегося

Работа хорошо спланирована и последовательно
реализована, своевременно пройдены большинство
этапов обсуждения и представления. Контроль и
коррекция
осуществлялись с помощью руководителя проекта.
Данный уровень оценивается отметкой «4».
Работа тщательно спланирована и последовательно
реализована, своевременно пройдены все необходимые
этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция
осуществлялись
самостоятельно
Данный
уровень
оценивается
отметкой «5».

На низком уровне
продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Неподготовленный к защите
проект, оценивается отметкой «1».

Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы
и пояснительной записки, а
также подготовки простой
презентации.

Тема достаточно полно раскрыта. Текст/сообщение
структурированы. Основные мысли выражены ясно,
логично, последовательно, аргументировано. Работа
вызывает интерес. Данный уровень оценивается отметкой
«4». Тема раскрыта полностью. Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли выражены ясно, логично,
последовательно, аргументировано. Работа вызывает
повышенный интерес. Данный уровень оценивается
отметкой «5».

Отметка:
4.Сформированность
коммуникативных
действий

Отметка:
Итоговая отметка:

Критерии оценки содержания проекта ___________________________________________
Критерий
Тип работы
Использование
научных фактов и
данных
Использование
знаний вне
школьной программы
Качество
исследования
Структура
проекта: введение,
постановка
проблемы,
решение, выводы
Оригинальность и
новизна темы
Владение автором
терминологическим
аппаратом

Качество
оформления работы

Оценка (в баллах)
1 - реферативная работа,
2 - работа носит исследовательский характер

Баллы

1 - используются широко известные научные данные,
2 - используются уникальные научные данные
1 - использованы знания школьной программы,
2 - использованы знания за рамками школьной программы
1 - результаты могут быть доложены на школьной конференции,
2 - результаты могут быть доложены на районной конференции,
3 - результаты могут быть доложены на региональной конференции
0 - в работе плохо просматривается структура,
1 - в работе присутствует большинство структурных элементов,
2 - работа четко структурирована
1 - тема традиционна,
2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей
1 - автор владеет базовым аппаратом,
2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе
1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно,
есть ошибки,
2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно,
3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства,
повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно,
грамотно
ИТОГО:

Критерии оценки защиты проекта:
Критерий

Качество доклада

Качество ответов
на вопросы

Использование
демонстрационного
материала
Оформление
демонстрационного
материала

Оценка (в баллах)
1 - доклад зачитывает,
2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы,
3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена,
4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным материалом,
5 - доклад производит очень хорошее впечатление
1 - не может четко ответить на большинство вопросов,
2 - отвечает на большинство вопросов,
3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано
1 - представленный демонстрационный материал не используется в
докладе,
2 - представленный демонстрационный материал используется в
докладе,
3 - представленный демонстрационный материал используется в
докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
2 - демонстрационный
материал
хорошо оформлен, но есть
отдельные претензии,
3 - к демонстрационному материалу нет претензий
ИТОГО:

Баллы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».