УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
«Михайловская ООШ»
______________Кябялева Л.Н.
Пр. № 28 от 30.08.2024 года
Положение о школьной библиотеке
МКОУ «Михайловская ООШ»
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о библиотеке МКОУ «Михайловская ООШ» (далее-школа)
разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года и ФЗ от
29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» с изменениями от 14 апреля 2023 года, с учетом
Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» с изменениями от 28 декабря 2022 года, Федерального закона от 24 июля 1998
года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями
от 28 апреля 2023 года, Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с изменениями от 28 апреля 2023
года, Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»,
Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» с изменениями от 28.12.2022 г, Устава школы.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет организацию деятельности
управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и работников библиотеки школы.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки школы,
которая способствует формированию культуры личности обучающихся школы и позволяет
повысить
эффективность
информационного
обслуживания
учебно-воспитательной
деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет
уровень требований к библиотеке.
1.5. Школьная библиотека участвует в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения
права участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная
функции библиотеки базируются на максимальном использовании достижений
общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
справочными документами учитывается при лицензировании образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для
читателей, обучающихся, лиц с ОВЗ, учителей и других работников общеобразовательной
организации. Удовлетворяет также запросы родителей на литературу по педагогике и
образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся на
основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы
для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни,
противодействие терроризму и экстремистской деятельности
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием и
Уставом школы.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и
иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой
статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями 28 декабря 2022 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, публикаций, обосновывающих или оправдывающих
национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения
военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какойлибо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114ФЗ
относятся:
официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона запрещается их распространение,
производство или хранение в целях распространения.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению
на территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень
основных услуг и условия их предоставления библиотекой определяются в Правилах
пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими
требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования обучающихся и
педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) обучающихся — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:
бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
цифровом (DVD -диски).
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования
учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4 Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной организации;
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.);
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию;
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
организует мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры
личности, содействует развитию критического мышления;
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
консультирует по вопросам учебных изданий, обучающихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых
форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских
конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия
для обслуживания читателей.
4.10. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.11. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда.
4.12. Организует работу по сохранности библиотечного фонда школы.
5 Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами,
планом работы школьной библиотеки.
5.2. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы.
5.5. Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка
общеобразовательной организации.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор
школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе
библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки, в первую
очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной
информационной среды для читателей.
6.2. Школьный библиотекарь отвечает в пределах своей компетенции перед директором школы,
обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями.
6.3. Школьный библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического
коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Школьный библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее
деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на
Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является
частью общего годового плана общеобразовательной организации.
6.5. Школьным библиотекарем могут быть лица из числа педагогов школы.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы
общеобразовательной организации.
6.8. Школьный библиотекарь должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Школьный библиотекарь имеет право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении;
проводить в установленном порядке внеурочные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
определять источники комплектования информационных ресурсов;
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными директором
школы, и по согласованию с советом родительской общественности виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба,
нанесенного
пользователями
библиотеки,
за
несовершеннолетних
пользователей
ответственность несут родители (законные представители);
7.2. Школьный библиотекарь обязан:
актуализировать федеральные списки экстремистских материалов, проводить сверку
библиотечного фонда и поступающей литературы с федеральным списком экстремистским
материалов, по итогам проведенных сверок оформлять соответствующий акт;
обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;
вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед директором
общеобразовательной организации.
7.3. Школьный библиотекарь несет ответственность:
за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением;
за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
свободно искать, получать, передавать, производить и распространять полную информацию о
составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой
школы услугах;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
получать во временное пользование печатные издания и другие источники информации;
участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
соблюдать правила пользования библиотекой;
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать
об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора
общеобразовательной организации.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.